Валли Lego wedo 2.0 инструкция по сборке

150

Валли Lego wedo 2.0 инструкция по сборке скачать в формате PDF

Описание

Мультфильм «Валл-И» от студии Pixar является признанным критиками шедевром о двух очаровательных роботах, влюбившихся друг в друга.

Как и большинство лучшей научной фантастики, этот мультфильм использует художественный образ будущего в качестве лупы, через которую исследуются социальные явления наших дней.

Чтобы выяснить, как Валли-И это удаётся, нам нужно выяснить то, что делает этот фильм особенным. В нём нет злодея! По крайней мере, не такого, какого мы обычно ожидаем от диснеевской студии. Голливуду нравятся неправдоподобные карикатурные злодеи. Они поступают плохо из-за своих личных изъянов характера и злодейских замыслов. Благодаря этой схеме понимать сюжетные линии становится очень просто, но она также укрепляет индивидуалистский взгляд на мир. Это ложное, но популярное представление, что общество сводится к группе отдельных людей, каждый из которых делает свой собственный, независимый выбор. Центральная идея, на которой держится индивидуалистское мировоззрение, такова: «поступки людей — то же, что они сами». Люди поступают плохо, потому что они плохие. Согласно этой упрощённой концепции, несправедливость — это результат отдельных действий нескольких злодеев.

Кадр из мультфильма «Принцесса и лягушка»
Но этот взгляд на мир, так же как и выстроенные вокруг него голливудские сюжеты, сводит к минимуму или совершенно игнорирует важную роль, которую социальные явления и институты играют в нашей жизни.

Сюжет Валл-И не построен вокруг этой традиционной схемы со злодеем, фильм преподносит абсолютно другое мировоззрение. Социологическое.

Не то что бы в этой истории нет антагонистов или центральных конфликтов. В ней есть и то, и другое. Просто они принимают не те формы, которые мы привыкли видеть в массовой культуре.

Антагонист в Валл-И — само окружение, звездолёт «Аксиома». Или точнее, автоматические системы, управляющие кораблём. Другими словами, злодей в этом фильме не человек, а институт.

«Аксиома» против вторжения
Искусственный интеллект Аксиомы называют Авто. Но в отличие от HAL 9000 или других злодеев-ИИ, Авто не обладает самосознанием, и его действия — это не следствие поломки. Авто не способен делать независимый выбор. Всё, что он может – следовать запрограммированным командам. И в этом смысле Авто — не типичный диснеевский злодей.

HALL 9000 из Космической Одиссеи 2001 и Auto из Валл И
Вкратце напомню сюжет тем, кто давно не смотрел мультфильм.

Люди покинули Землю после того, как загрязнили планету до такой степени, что она стала непригодна для жизни. Оставшееся население живёт на борту гигантских звездолётов, плывущих по космосу. Эти автоматизированные галактические крейсеры полностью управляются роботами от имени корпорации «Buy ‘n Large». Buy ‘n Large — по сути смесь Волмарта, Макдональдса, Диснея, Дженерал Электрик и Старбакса, всё в одном.

Компания обещала первым пассажирам, что они вернутся на Землю, как только на ней снова можно будет жить. Это было больше 700 лет назад. Несколько поколений спустя пассажиры стали настолько изнеженными и избалованными, что забыли даже как ходить самостоятельно.

Центральный конфликт фильма строится вокруг личностей людей и роботов, осознающих, что все они участвуют в системе большей, чем они сами, и совместными усилиями освобождающихся от неё. И этот замысел, что мы как отдельные личности всегда участвуем в чём-то бо́льшем, чем мы сами — центральный концепт, на котором держится сфера социологии.

Это бо́льшее называют социальными системами. Социальные системы — это взаимосвязанные структуры и отношения, вместе формирующие упорядоченное целое.

Как отдельные члены общества, мы всегда участвуем в ряде различных социальных систем. Например, семья — это социальная система, так же как и школы, и отделения полиции, и корпорации, и целые общества.

Перефразируя социолога Аллана Дж. Джонсона, именно динамические отношения между нами, как личностями и этими системами приводят общественную жизнь в движение.

Поскольку звездолёт Аксиома функционирует как замкнутая социальная система, давайте проиллюстрируем с его помощью её работу. Как и все социальные системы, Аксиома имеет список правил, или социальных норм, которые участники должны соблюдать, чтобы система работала стабильно. Эти социально навязываемые ожидания являются путями наименьшего сопротивления.

В мультфильме этот процесс демонстрируется через команды, которым должен следовать каждый робот. Они изображены в буквальном смысле как линии, по которым и пассажиры, и экипаж передвигаются по кораблю.

Линии, по которым передвигаются на корабле
Пути наименьшего сопротивления не определяют поведение отдельных человеческих личностей, поскольку мы не роботы. А это значит, что у всех нас есть выбор, как именно участвовать в этих социальных системах. Мы можем, если захотим, сойти с пути наименьшего сопротивления. Но это скорее всего повлечёт давление со стороны остальных, принуждающее вернуться на линию.

Самое ёмкое из виденных мной описаний работы путей наименьшего сопротивления использует настольную игру «Монополия».

Аллан Дж.Джонсон отмечает, что «Монополия» функционирует как небольшая социальная система. Как и в любой социальной системе, в ней есть пути наименьшего сопротивления, прописанные в правилах внутри коробки. Всё, что нам нужно — взглянуть на эти правила, и мы сможем точно предсказать, как они повлияют на поведение людей. Путь наименьшего сопротивления для игроков — просто следовать правилам. Отказ соблюдать правила приведёт к раздражению других игроков, и вас скорее всего выкинут из игры.

Настольная игра «Монополия»
Если следовать правилам игры, всегда будет проявляться враждебная модель поведения. Эта модель — беспринципная жадность. Напоминаю, что игра в Монополию заканчивается, когда один игрок забрал все богатства остальных. Как пишет Джонсон, если мы используем индивидуалистский подход в объяснении такого поведения, он приведёт к единственному объяснению: люди жадные.

Напоминаю, что центральная идея, на которой держится индивидуалистское мировоззрение, такова: поступки людей — то же, что они сами. С этой точки зрения люди, играющие в Монополию, ведут себя как жадины потому, что люди жадные.

Но проблема здесь, как отмечает Джонсон, в том, что большинство людей не ведут себя, как беспринципные жадины, когда не играют в Монополию. Да, конечно, все люди в какой-то степени способны проявлять эгоизм, но правила Монополии не только поощряют жадность, они фактически делают жадность необходимым для участия условием.

Личные моральные принципы игроков не играют особой роли в игре и её правилах. Неважно, буддийский монах ли ты или банкир с Уолл-стрит — если ты играешь в Монополию так, как в неё положено играть, в конце концов ты станешь вести себя как полное чудовище.

Пути наименьшего сопротивления и их последствия сильно различаются в зависимости от того, о какой социальной системе мы говорим, так что в Монополии последствие — это жадность.

Однако на Аксиоме путь наименьшего сопротивления — это быть пассивным мегапотребителем.

Во многих рецензиях было упомянуто, что Валл-И служит критикой потребительского капитализма. Он ей несомненно является, но фильм не идёт по лёгкому пути и не осуждает отдельных потребителей BnL. Да, они вносят вклад в такое положение дел, и да, они наслаждаются привилегиями, обеспечиваемыми им системой. Если бы мы использовали индивидуалистский подход, чтобы объяснить их поведение, мы были бы вынуждены заключить, что капитан и все пассажиры ведут себя лениво, глупо и апатично, потому что они от природы ленивые, глупые и апатичные люди. Но поскольку Валл-И — пример социологического повествования, он показывает пассажиров и капитана изначально ведущими себя так, потому что именно этого социальная система Аксиомы ожидает от них.

Даже внешний вид пассажиров — прямой результат систем корабля, а не их личных недостатков. Они просто следуют путям наименьшего сопротивления, проложенным для них, и это значит, что роль пассажиров в системе не характеризует их самих.

Они способны расти над собой и освободиться. И я бы сказал, что идея, что люди могут изменить способ своего взаимодействия с системами и в процессе этого переделать или даже уничтожить эти системы — невероятно обнадёживающий посыл.

Пути наименьшего сопротивления в реальном мире редко так же ясно очерчены, как линии на борту Аксиомы или правила настольной игры. Социальными ожиданиями в повседневной жизни часто являются неписаные правила, и мы следуем этим нормам бессознательно. Например, когда мужчина открывает дверь, он пропускает девушку, либо же молодой человек уступает место в общественном транспорте пожилому.

Одно из ключевых наблюдений Джонсона из примера с Монополией — то, что мы можем описать игру в Монополию и её последствия, не описывая личность каждого отдельного игрока. Это также значит, что мы можем описать строение реальных социальных систем, не обязательно говоря что-то о личностях людей, участвующих в этих системах. Пассажиры и роботы-бунтари на борту Аксиомы в какой-то момент сходят с путей наименьшего сопротивления и в итоге меняют судьбу человечества.

Мы, люди из реального мира, можем все вместе сойти с наших собственных путей наименьшего сопротивления и это, помимо прочего, делает нас людьми.